Спешите! Первый открытый европейский курс.

Регистрация пилотной группы слушателей открыта до 15 апреля. Не пропустите!

12 ПРИНЦИПОВ НАДЛЕЖАЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ: ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА НА ОСНОВЕ ЕВРОСТАНДАРТА

Первая российская онлайн программа, подготовленная совместно с Советом Европы

С 25 марта начался прием заявок в пилотную группу.

Чему научим

Как не ошибиться при оценке качества управления? Как распознать эффективно работающие механизмы принятия решений? Каковы евростандарты надлежащего управления? По каким параметрам определить слабые звенья в управленческой структуре любого города? И при этом дать аргументированные объяснения? Ответы в новом практико-ориентированном курсе.

Грамотно, взвешенно и с понятными результатами!

Научитесь проводить экспресс-диагностику конкретной территории по системе двенадцати принципов надлежащего управления Совета Европы. Это удобный, четко прописанный и понятный инструмент, в основе которого выверенные критерии анализа и сверки с нужными показателями. Овладев им, Вы удивите коллег своим высоким уровнем профессионализма - еще мало кто в России знает и умеет пользоваться данным евростандартом. У Вас уникальная возможность стать одним из первых. Не пропустите свой шанс - востребованная программа, полностью онлайн и бесплатно.

Формат обучения

Программа онлайн-курса «12 принципов надлежащего управления: экспресс-оценка на основе евростандарта» рассчитана на 18 учебных часов. В курсе двенадцать разделов, каждый из которых соответствует одному принципу и включает в себя

  • анализ и объяснение принятого Советом Европы стандарта;
  • примеры из российской и зарубежной практики;
  • проверочные вопросы, видео-задания.

Структура курса проста и легко усваивается

Курс по своей структуре прост и легко усваивается слушателями, поскольку носит прикладной, инструментальный характер.

Во вводной части обосновывается само представление о «надлежащем» управлении, рассказывается о его эволюции и о действиях Совета Европы по выработке и пропаганде принятой стратегии. Далее каждый принцип разбирается отдельно: выясняется его суть и взаимосвязь с другими принципами, обсуждаются формы его реализации, предлагаются индикаторы, которые позволяют провести «экспресс-диагностику» положения дел с его применением.

Важной задачей курса является выработка слушателем собственного прагматичного отношения к каждому принципу для дальнейшего использования в собственной работе и жизни. Все практические задания строятся в основном на материалах отечественных средств массовой информации — прессы, телевидения, интернет-сайтов.

Практика в курсе

Курс обеспечен яркими примерами из современной российской действительности, предоставленными профильными и иными СМИ. Многочисленная положительная практика лучше всего демонстрирует все возможности применения единой оценочной системы в России, а также целесообразность использования принципов надлежащего управления.

Кому подойдет данный курс

Учебный курс подготовлен для широкого круга слушателей и не требует специальных знаний для начала обучения.

Как показывает практика тема курса интересна главам, их заместителям и депутатам муниципальных образований, специалистам муниципальных администраций. Также в качестве спецкурса он подойдет студентам различных ВУЗов. Одновременно курс полезен и понятен гражданам, которые хотят понять как устроена система управления на местах и как применять современные евростандарты для оценки ее качества.

Сертификат

Успешно прошедшие обучение получают престижный сертификат СЕ и ЭлМСУ.

О концепции

Концепция «12 принципов» - как оценить уровень управления на местах: совместный проект ЭлМСУ с Советом Европы

Наш университет запустил новый курс совместно с Советом Европы. Это первый проект, реализуемый с Советом Европы, в структуру которого, напомним, входит Конгресс местных и региональных властей. Цель проекта — способствовать модернизации муниципальной практики и повышению управленческой грамотности населения. В основе принципы надлежащего управления — стратегии, выработанной Советом Европы. Эксперты и муниципалы-практики исходили из того, что при всем разнообразии национальных, хозяйственных, культурных особенностей для местного самоуправления могут быть сформулированы и применяться общие стандарты. А их соблюдение или, что даже важнее, стремление к соблюдению этих стандартов может служить качественному повышению уровня управления.

Система из двенадцати принципов-стандартов

Что это за система? В результате была предложена цельная система из двенадцати принципов-стандартов, применение которых в конкретном муниципальном образовании может быть прослежено по объективным показателям. Любой гражданин или даже муниципалитет может применить эту стратегию и использовать «12 принципов надлежащего управления: экспресс-оценка на основе евростандарта». Они могут яснее оценивать имеющиеся недоработки, вносить практические коррективы в свою деятельность, отмечать достигнутый прогресс — и получать в результате общественную поддержку и возможность представлять свои достижения на любом уровне (в перспективе — даже претендовать на получение общеевропейского знака отличия).

Есть ли «идеальный город», где «двенадцать управленческих заповедей» работают как часы?

Конечно, в России, Европе или мире не найти «идеального города», где «двенадцать управленческих заповедей» работают как часы — но ведь нет, наверное, и такого, чтобы ни по одному принципу нельзя было представить зримых достижений. Курс, подготовленный ЭлМСУ, наполнен примерами из практики органов МСУ многих регионов Российской Федерации, которыми подтверждается — никто не начинает с голого места, у всех есть позитивный опыт и перспективные начинания, что может существенно облегчить старт такой программы в муниципалитете. Уверенно опираясь на то, что у вас объективно хорошо, можно сосредоточиться на направлениях, которые было бы неплохо «подтянуть» администрации, депутатам или общественности (которая уж точно в повышении качества муниципального управления заинтересована больше всех).

Интервью с автором курса о важности «перевода с европейского на русский»

Александр Перцев

«О том, в чем состоит важность «перевода с европейского на русский» этого практического пособия по качеству муниципального управления, рассуждает контент-эксперт, профессор и бизнес-тренер».

Муниципальные руководители часто ссылаются на «местные особенности», и тут не поспоришь — они есть. Стоит ли вообще искать какой-то единый знаменатель в таком разнообразном мире?

— Естественно, в душе каждого человека теплится любовь к родному месту. Он всегда будет говорить об уникальности своей «малой родины», о том, что к ней нельзя прилагать общие мерки. Но сегодня, в эпоху глобализации и активного международного сотрудничества, каждый город просто не может управляться уникально. Да, он бесподобен и неповторим, но уже существует стандарт, которому должно соответствовать надлежащее муниципальное управление. Тот, кто не смог обеспечить такой стандарт у себя в городе или посёлке, просто не сможет привлечь инвестиции в промышленное и культурное развитие, обеспечить приток туристов, наладить качественное предоставление услуг жителям и т. п.

Вот именно «12 принципов» и представляют собой развёрнутый стандарт, к исполнению которого надо стремиться.

Что нового и ценного предлагают нам двенадцать принципов надлежащего муниципального управления?

— Концепция «12 принципов» представляет собой новый шаг в развитии муниципального управления. В любом деле есть три этапа, характеризующие его становление и развитие. На первом этапе это дело выступает как искусство, в котором процент неудач так же велик, как процент успехов. Есть отдельные великие мастера, но есть и неудачники, допускающие провалы. Общих правил и принципов нет, есть безудержная импровизация. На втором этапе происходит тиражирование накопленного опыта. Худо-бедно достижения первого этапа усваиваются и повторяются всеми, превращаясь в рутину.

И только на третьем этапе люди перестают довольствоваться простым повторением опыта, повторением случайно найденного. Они начинают осмыслять этот опыт научно, на некоторое время отстраняясь от непосредственной практики, чтобы вернуться к ней с принципиально новыми, продуманными технологиями. Эти технологии уже предстают в виде единой системы во всём их разнообразии. Можно сказать, что всё дело получает теоретическое обоснование, чтобы на этой основе перейти к качественно более высокому уровню практики.

Сказанное можно отнести к любому человеческому занятию — от варки кофе до управления автомобилем.

— Да-да, относится оно и к муниципальному управлению. На первом этапе, когда оно ещё выступает как искусство, которым владеют избранные, мы можем наблюдать гениальных администраторов, чуть ли не каждый день вырабатывающих новые правила и приёмы. Их имена хранит история. Но точно так же она хранит и память о великих провалах и неудачах, в сатирической форме изображённых, например, в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.

На втором этапе, когда накапливается опыт муниципального самоуправления, все уважающие себя города перенимают друг у друга удачно найденные формы управления. И вот, наконец, перед нами концепция «12 принципов», в которой усилиями теоретиков и практиков разных стран Европы представлена целостная теоретическая модель муниципального управления. Но это — теория особого рода, она вполне допускает применение количественных измерений, точное, объективное определение того, насколько далеко тот или иной муниципалитет продвинулся в мастерстве самоорганизации своей жизни.

Не хотите ли Вы сказать, что теперь, фигурально выражаясь, можно проводить чемпионат Европы по муниципальному самоуправлению?

— Разработчики концепции «12 принципов» допускают такую возможность. Труд работников муниципального управления сложен и тяжёл, он не сулит огромных прибылей и доходов. Поэтому моральные факторы или, говоря проще, уважение людей, признание достижений в труде управленца может играть важную роль. Проведём аналогию. Кинорежиссёры снимают фильмы, а актёры играют роли вовсе не для того, чтобы получить «Оскар» или российскую «Нику», но присуждение приза добавляет мастерам киноискусства уважения к себе. Повышает их рейтинг, способствует международному признанию, привлекает внимание зрителей. Точно так же в планы разработчиков концепции «12 принципов» входит проведение в будущем своего рода общеевропейского фестиваля муниципального управления, где авторитетное жюри могло бы присуждать заслуженные награды.

В чём специфика данного онлайн-курса?

— Приоритеты можно расставить так. Во-первых, есть документ, который стал результатом многолетней коллективной работы теоретиков и практиков «муниципального дела» всей Европы. Он заслуживает внимательного изучения. Во-вторых, этот документ изложен на языке, к которому привычны управленцы Европы, но некоторые понятия этого языка надо объяснять их российским коллегам. Этому и посвящена значительная часть комментариев. В-третьих, в муниципальной сфере России всегда работали прекрасные практики; некоторые из них даже бравировали тем, что они «академий не кончали» и «в теоретических премудростях» не разбираются. Именно для них собраны яркие примеры российской действительности, взятые из средств массовой информации. Это надо для того, чтобы показать, что все указанные европейцами проблемы существуют и у нас в России, в сегодняшней повседневной жизни, и их надо решать.

Онлайн-курс «12 принципов надлежащего муниципального управления» не является простым списком правил и иллюстраций к ним, подобно букварю. Материал собран таким образом, чтобы слушатель получал информацию для самостоятельного размышления и выработки собственной позиции.

Что конкретно даст знание такого стандарта каждому, кто работает в сфере муниципального управления или намерен проявить себя на этом поприще?

— Тот, кто только начинает учиться «муниципальному делу», ещё очень далёк от получения призов и признания достижений, но он может взять таблицу, раскрывающую содержание «12 принципов», прочитать развёрнутые комментарии к каждому из них — и элементарно понять, что ему следует делать. Дальше к этому пониманию добавится его собственный опыт и советы коллег.

Кроме того, изучение «12 принципов» и комментариев к ним будет полезно тем работникам муниципалитетов, которые до сих пор работали только в одной, узкой сфере. Теперь такие узкие специалисты смогут представить себе весь комплекс задач, которые решает муниципальное управление — и открыть для себя, что решение только отдельных задач, пусть даже самое успешное, ничего не дает. Население оценивает деятельность местных властей только в комплексе, и курс выстроен так, чтобы наглядно показать, как одни принципы (и, соответственно, задачи) вытекают из других.

Наконец, наиболее продвинутые слушатели смогут достичь понимания того, что самое главное в муниципальном деле — это даже не решение суммы конкретных задач, а вовлечение в него как можно большего числа членов муниципальной общины и, следовательно, формирование в муниципальном образовании духа сотрудничества, взаимопомощи и толерантности, социального творчества. Тот, кто поймёт это, будет вполне достойно представлять интересы муниципального образования на любом уровне.

Особенности современной экономической и политической ситуации диктуют необходимость сокращения расходов на аппарат государственного и муниципального управления. Не делает ли это бессмысленной подготовку специалистов по муниципальному управлению в духе концепции «12 принципов»?

— Наоборот, именно в эти сложные времена как раз и необходима подготовка муниципальных служащих и управленцев в этом духе. Ведь сокращение штатной численности работников всегда означает преодоление их узкой специализации: круг задач остаётся прежним, в муниципальном деле нет ничего лишнего, здесь всё необходимо для жизни. Следовательно, в период оптимизации расходов поле деятельности каждого муниципального работника неизбежно расширяется. В этих условиях преимущество будет иметь именно тот, кто видит всю совокупность задач в целом, понимает необходимость системного подхода и умеет его применить. Именно эту способность и развивает освоение концепции «12 принципов надлежащего муниципального управления».

Название:12 принципов надлежащего управления: экспресс-оценка на основе евростандарта
Директор проекта:Виктор Панкращенко
Международный эксперт Совета Европы:Роберт Хертзог
Контент-эксперт:Александр Перцев
Куратор курса, менеджер проекта:Виктория Браилица
IT-реализация и сопровождение:Станислав Лахтин
Методисты:Виктория Беликова, Ирина Соковнина
Редактор:Константин Жвакин
Записаться на курс